А Н А Л И З
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
В С.АРГАХТАХ СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО УЛУСА
(по методике А.М.Цирульникова)
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЛА.
1.1.
Территориально-административная.
- Алазейский наслег расположен в
северо-восточной части Среднеколымского улуса на левом берегу реки Алазеи и
граничит с Кангаласским I,
Сень-Кюельским, Байдинским, Мятисским I наслегами
Среднеколымского улуса и Олеринским наслегом Нижне-Колымского улуса. По природным условиям относится к
лесо-тундровой зоне, имеет долины речек.
-Основным
землепользователем является МО «Алазейский наслег».
- Расстояние от административного центра улуса -175 км.
- Расстояние от города республиканского значения и центра
административно-территориальной единицы, в состав которой входит наслежный
пункт - до города Якутска – 2664.
Село относится к труднодоступным районам улуса, так как не имеет налаженной
круглогодичной транспортной системы. Федеральная дорога, проложенная через
населенный пункт, действует в зимний
период. В летне-осенний период имеется водная связь с с.Сватай и с.Андрюшкино.
1.2. Хозяйственно-экономическая
Алазейский наслег представляет собой многовидовое
хозяйство. Административный центр – с.Аргахтах. Функционирование предприятий,
учреждений, организаций, объектов социально-экономической инфраструктуры
выглядит следующим образом:
МО
«Алазейский наслег» - 8
Средняя общеобразовательная школа - 38
Дошкольное образовательное учреждение - 24
Участковая больница - 14
ООО «Колымторг» - 3
Ветеринарный участок – 2
Сельская библиотека - 1
ОАО «Сахателеком» - 1
Телестанция -1
Метеопост – 1
Сберкасса -1
Почтовая
связь -1
ГУП ЖКХ - 7
МУП «Борогон» - 22
ОАО
«Сахаэнерго» - 12
Индивидуальные предприниматели - 3
ООО «Колымпродукт»- 2
Крестьянские
хозяйства - 4
Поголовье домашних животных
КРС
- 152 гол.: в том числе коровы(без учета
молодняка) – 132 гол.
Лошади – 372 гол.: в том числе кобылы -
219 гол.
Песцы
- 70; черно-бурая лиса - 17
Куры – 41 гол.
Основное занятие населения: скотоводство, коневодство, рыболовство, охотничий промысел, звероводство. Рыболовство, звероводство, молочное производство дает дополнительную прибыль.
1.3. Демографические данные наслега
Всего населения – 543
Мужчин- 271
Женщин- 272
Дети дошкольного возраста- 56
Школьного возраста- 107
Студенты: ВУЗ- 13
ССУЗ- 17
СПТУ- 10
Студенты заочники – 7
Пенсионеры – 107 из них работающих 15
Инвалиды – 37 из них работающих 5, в том
числе дети – 7.
1.4. Социальная и культурно-национальная
Средний заработок – 4200 руб.
Всего безработных - 56
из них состоят на учёте и получают пособие безработицы - 26
Всего семей – 82
Матери-одиночки – 19
Число их детей- 42
Отцы-одиночки - 3
Их детей-5
Разведенных- 5
Их детей- 7
Вдов- 3
Их детей- 10
На социальном патронаже состоят- 3
Их детей дошкольников- 3, школьников- 9
Малообеспеченные семьи- 57
Безработные семьи- 5
Многодетные – 8
Их детей - 30
1.5. Образование
Взрослое население всего - 543
Высшее образование - 30
Среднее специальное - 85
С неполным средним образованием – 10
Студенты очного обучения - 33
Учащиеся школы - 107
Дети посещающие ДОУ - 42
1.6. Учреждения культуры
Сельский дом культуры
Сельская
библиотека
Школьная библиотека
Школьный музей
Музей, посвящённый истории наслега.
1.7. Преступность
Количество граждан состоящих на учёте КДН:
Из них детей 2003 - 2004уч.г. - нет
2004-2005 - нет
2005-2006 – 1
2006-2007 – нет
2007-2008 – нет
1.8. Национальный состав
Национальный состав в основном однороден:
Якуты - 524
Русские - 6
Эвены – 10
Юкагиры - 3
Беженцев и вынужденных переселенцев нет.
Вывод: Средний заработок работающего населения не отвечает прожиточному минимуму. В связи с этим количество малообеспеченных семей увеличивается. Уровень образования большинства населения - среднее общее. Малый доход семей, наличие неполных семей, высокий уровень безработицы показывает низкий уровень социального положения села, что в свою очередь отражается на образовательном процессе. С 2005 учебного года учебно – воспитательный процесс ведется в приспособленном здании, в две смены, в связи с уничтожением здании школы пожаром, что влечет возрастание количества учащихся с девиатным поведением и отражается на качество учебно – воспитательного процесса. Правонарушения совершаются в основном на почве незнания учениками закона.
2. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
2.1. Определение различных жизненных проблем
Экологические
Наводнению реки Алазея с 1997 по 2008год способствовал искусственный спуск озер для сельскохозяйственных нужд, что привело к нарушению естественной аккумуляции территории наслега, привело к нарушению ландшафта. Экологический дисбаланс уже несет угрозу хозяйствам.
Социальные
Средний образовательный уровень населения, малая доходность хозяйств, безработица, неполный состав семей вместе создают трудности в выстраивании конструктивных взаимоотношений. Существует проблема алкоголизма среди молодежи, женщин.
Коммуникативные
Средний уровень образованности взрослого населения (родителей) приводит к тому, что ребенку не создаются условия развитии коммуникативных навыков и умений именно в семье. Родители заняты социально-экономическими проблемами, не уделяют должного внимания, поддержки через общения, что повысило бы уровень нравственности и коммуникативности. Не сформирована коммуникативная культура из-за разного уровня возможностей, образования.
Семейные
Интересы семьи ограничиваются каждодневными заботами о выживании. Вопросы воспитания, формирования личностных качеств ребенка не входят в первостепенную задачу семейного воспитания. Все это подспудно отводится только школе и детскому саду, что приводит к разрыву духа хозяина, патриотизма, ответственности перед родными и.т.д.
Управленческие
Самоуправление (напр., сельский сход) как общественный орган, регулирующий отношения, принимающий решения и контролирующий выполнение принятых решений, как субъект управления на данном этапе не играет роли в жизни села. Органы местного самоуправления еще не обрели реальной власти и силы. Реальной координации усилий всех субъектов пока нет. В связи с этим наблюдается разрыв связей общественными ячейками.
Духовные
Культурно-исторические традиции влияют на социальный быт населения и объединению на единомыслие жителей села.
2.2. Идентификация собственно образовательных проблем (которые могут быть решены средствами образования)
В условиях рыночной экономики у учителей материальный интерес стоит выше, чем интересы повышения профессионального уровня.
Смена кадров молодыми специалистами приводит к временному «застою» творческой деятельности повышенного уровня.
Наблюдается снижение мотивации и познавательного интереса в среднем звене;
Не организуется системная диагностика удовлетворенности детей и их родителей учебно-воспитательным процессом ДОУ и школы.
2.3. Описание образовательной области
Расслоение населения по возможностям и уровню образования;
Часть педколлектива занимает позицию невмешательства в семейное воспитание и в дела наслега;
У неблагополучных семей дети не заинтересованы в учении;
Учащиеся не умеют анализировать свой уровень и потенциал;
Недостаточна работа психологической и социальной служб;
Не проверяется соответствие образовательной программы запросам обучающихся;
Сохраняется средний уровень спортивной деятельности в школе, наслеге;
3. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ
3.1. Наличие образовательных запросов
Образовательные запросы есть. Но они существуют как бы сами по себе, так как не изучаются, не выявляются, не фиксируются и не анализируются.
Социальный опрос показал: 60% родителей заинтересованы качеством образования, поступлением учащихся в УЗ- ы
30% родителей требуют повышения качества воспитательной работы.
10% родителей не удовлетворены работой администрации ОУ.
3.2 Можно их сгруппировать следующим образом:
Старшее поколение: школа должна быть центром духовного возрождения села и вести патриотическое, нравственное, экологическое воспитание;
Администрация наслега, группа людей, выражающих интересы хозяйственников: школа должна дать знания, необходимые для получения профессий нужных селу;
Родители: в первую очередь ставят хорошую качественную подготовку к поступлению в ВУЗ;
Руководство улуса запрашивает подготовку специалистов муниципального уровня, способных вернуться в село привести село на путь экономического развития;
Запрос группы активных отцов заключается в привитии традиционных навыков и умений сельского жителя: рыболовство, охота, коневодство.
Работники здравоохранения и родители: образовательная программа ОУ не должна привести к ухудшению состояния здоровья детей.
Активная часть населения: из стен школы должны выйти люди, способные сами создавать рабочие места.
3.3. Из них самые актуальные:
сохранение здоровья детей;
педагогизация родителей;
профилизация образования
моделирование содержания образовательных программ.
4. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ЗАПРОСОВ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Запросы и возможности удовлетворения их системой образования нашего наслега в целом не во всем соответствуют друг другу. Пункты соответствия такие: повышение качества образования, нравственное, патриотическое и трудовое воспитание, сохранение культурного наследия и сохранение здоровья.
4.2. Выявлены следующие противоречия:
Ожидания не учитывают современный социокультурный фон села и реальные возможности ОУ. Негативными факторами являются разрушение инфраструктуры, нарушение экосистемы, разрыв коммуникативных связей, снижение престижа профессии педагога.
4.3. Данные противоречия подсказывают следующий проектный ход: надо создать систему постоянного изучения, выявления и анализа образовательных запросов.
5. КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В АЛАЗЕЙСКОМ НАСЛЕГЕ
Образовательная программа не учитывает реальные образовательные запросы. Пути преодоления противоречий видим в формировании гражданских образовательных запросов, так как надо сначала их сформировать.
Нынче выявлены следующие проблемы:
Формирование экологической культуры обучающихся, учителей, родителей, жителей социума через развитие системы непрерывного экологического образования.
Воспитание патриотического духа на основе местной традиции, духовного и материального богатства наслега.
Создание условий поступления обучающихся в учебные заведения, где готовят востребованных специалистов, требуемых в условиях современной жизни.
Построение содержания образования на основе гуманизации и экологизации всех циклов учебных предметов, его ориентация на государственный стандарт;
Создание условий для дифференциации и индивидуализации образования;